На главную страницу

- News -
- CEDIP -
- UDIP -
- Training -
- Special training -
- Children diving -
- Instructors -
- Diving centers -
- Festival - Underwater fantasies -
- Gallery -
- Divers story -
- Contacts -

ПОЗИЦИЯ

Общества украинских профессиональных подводных инструкторов CEDIP/UDIP по вопросу принятия «Правил подводного плавания (дайвинга) и предоставления услуг по подводному плаванию на территории Автономной республики Крым».

       В ближайшие дни Верховная Рада Автономной Республики Крым собирается принять новые правила подводных погружений. С нашей точки зрения, введение в действие этого нормативного акта нанесет вред развитию дайвинга в Украине и поставит под угрозу деятельность наших инструкторов. Поэтому, мы не можем оставаться в стороне от этого события, и хотим высказать свое отношение  к предлагаемому документу. Для начала кратко проанализируем структуру новых правил.
       Документ разработан Крымской региональной аварийно-спасательной службой совместно с Министерством курортов и туризма Крыма, и позиционируется как «направленный на предотвращение случаев гибели и травматизма подводных пловцов». Он называется «Правила подводного плавания (дайвинга) и предоставления услуг по подводному плаванию на территории Автономной республики Крым» и содержит 46 страниц. Однако при этом: 
- правила безопасности при погружении под воду в документе вообще не приводятся;
- правила предоставления услуг по подводному плаванию занимают 3 страницы и сводятся в основном к тому, куда и за что нужно заплатить, чтобы инструктору разрешили заниматься организацией погружений в Крыму; 
- на остальных 43 страницах просто перепечатаны международные стандарты ОБУЧЕНИЯ дайвингу и соответствующие государственные стандарты, принятые в Украине еще в 2005 году, а также приведены термины и определения. 
       Таким образом, содержание документа в значительной степени не соответствует его названию. Случайно ли это? Похоже, что нет. Большим количеством приведенного материала и заявленными благородными целями повышения безопасности в дайвинге авторы документа пытаются замаскировать его истинную цель – узаконить платное предоставление инструкторам разрешений на занятие этим видом деятельности. Эти 3 страницы и являются реальной целью данного документа, а вовсе не забота о безопасности дайверов. Это и есть «Правила подводного плавания» в понимании разработчиков.
       Более того, сам факт размещения стандартов обучения дайвингу в документе Министерства туризма вызывает недоумение. Какое отношение имеет обучение к туризму? Процесс обучения дайвингу и сертификации дайверов регламентируется и контролируется международными сертифицирующими организациями, легально действующими в Украине, такими как CEDIP, CMAS, PADI, SSI, NDL и другими. Министерство туризма не имеет к обучению и сертификации дайверов никакого отношения, и тем более, не имеет права вмешиваться в этот процесс. Каким образом чиновники министерства туризма смогут установить, соблюдает ли инструктор предписанные нормы обучения? Это могут сделать только контролирующие органы сертифицирующей организации. Министерство туризма не может разрешать или запрещать инструктору заниматься обучением дайвингу. 
       Основные «коммерческие» положения обсуждаемых правил построены на попытке подогнать дайвинг под действие закона Украины «О туризме». Следует заметить, что дайвинг – явление многогранное и разноплановое, в нем есть элементы и спорта, и образования, и развлечения, и науки, и туризма… К примеру, организаторы дайв-сафари или подводные гиды-экскурсоводы, предлагающие услуги проводника на незнакомом дайвсайте, вероятно подпадают под действие этого закона. Но далеко не все виды деятельности инструкторов дайвинга требуют получения «сертификата на туризм». Об одном из них – обучении и сертификации дайверов мы уже упомянули выше. Второй основной задачей инструктора при организации погружений под воду является повышение опыта дайверов и обеспечение их безопасности, а вовсе не проведение подводной экскурсии. Поэтому, на наш взгляд, таким инструкторам также не требуется «сертификат на подводный туризм» в отличие от подводных гидов-экскурсоводов. Кроме того, как следует из статьи 4 Закона Украины «О туризме», особенности осуществления отдельных видов туризма устанавливаются Законом, а не подзаконным нормативно-правовым актом (каковым является Постановление АРК). Следовательно,  принятие Постановления Верховной Рады АРК «Об утверждении Правил подводного плавания и предоставления услуг по подводному плаванию на территории Автономной республики Крым» противоречит действующему законодательству Украины.
       Хочется дать оценку еще одному пункту созданного документа.
«Региональные аварийно-спасательные службы Автономной Республики Крым:
заключают с поставщиком услуг по подводному плаванию договоры на аварийно-спасательное обслуживание; на договорных началах оформляют акт проверки наличия удостоверений инструкторов, документов, подтверждающих исправность оборудования и снаряжения, служебной документации поставщика услуг по подводному плаванию».
Иными словами, для того чтобы спасатели оказали помощь пострадавшему, нужно им за это заплатить. Заплатить придется и за получение акта проверки. На наш взгляд, подобные пункты правил не только аморальны, но и содержат признаки коррупции.
       Много вопросов вызывает введение паспортов подводных маршрутов. Если имеется в виду реальное картирование морского дна с нанесением схемы маршрута, то по всему Крыму это огромная работа, неосуществимая в ближайшее обозримое время. Если же это просто справка, содержащая формальное словесное описание участка дна с указанием глубин, температур, прозрачности и других природных факторов, тогда за что платить деньги? В таком случае это фактически «плата за вход в воду в данном месте». Не определено само понятие «подводного маршрута». Во многих местах крымского побережья, заходя в воду в одной и той же точке, можно осуществить десяток различных подводных маршрутов. И за каждый нужно платить отдельно?
       Попробуем перечислить дополнительные платежи, содержащиеся в новых правилах: сертификат на подводный туризм, заключение договора на аварийно-спасательное обслуживание, ежегодный акт проверки от региональной АСС, ежегодное приобретение паспорта на каждый подводный маршрут (а их десятки), ежегодное оформление акта рисков на каждый подводный маршрут, ежегодное приобретение служебной документации поставщика услуг, ежегодный договор страхования гражданско-правовой ответственности.   Мы считаем, что принятие новых Правил нанесет большой вред дайвингу в Крыму. Из-за многочисленных платежей и бюрократических препятствий, содержащихся в этих излишне коммерциализированных правилах, дайвцентры вынуждены будут поднять цены на свои услуги. Это приведет к оттоку и без того немногочисленных дайверов из Крыма в другие страны с более развитой курортной инфраструктурой и низкими ценами. В результате это негативно отразится на экономической ситуации всего региона. Нам небезразлична судьба Крыма и благосостояние его жителей, поэтому мы выступаем против принятия Правил в предложенном виде.
       Почему украинский инструктор дайвинга, живущий в Крыму, должен руководствоваться одними правилами организации погружений, а украинский инструктор дайвинга, живущий в Киеве или Одессе – другими? «Правила игры», безусловно, нужны украинскому дайвингу, но они должны быть едиными на всей территории Украины, и для всех сертифицирующих организаций, представленных на украинском рынке. На наш взгляд, этому могло бы способствовать принятие закона Украины «О дайвинге», который заполнил бы правовой вакуум, существующий сегодня в этом вопросе, и устранил бы имеющиеся юридические противоречия. Мы готовы поделиться своим опытом и знаниями, и оказать посильную помощь в разработке проекта этого закона.

 
 
 
 

последние новости :: 2011г :: 2010г :: 2009г :: 2008г :: 2007г :: 2006г :: 2005г :: 2004г :: 2003г :: 2002г :: 2001г



   первая страница*

© UDIP - Общество украинских профессиональных
инструкторов подводного плавания